Ступени развития речи ребенка

Ступени развития речи ребенка

На протяжении последних тридцати лет процессы становления детской речи исследовались весьма интенсивным образом, особенно за рубежом. Такие разработки ориентировались на решение различных задач и выполнялись квалифицированными специалистами разного профиля. В настоящее время необходимо провести обобщение всех полученных результатов в рамках единой цельной концепции.

Речь играет очень важную роль в  развитии психики ребенка, в которой происходит становление познания и способности к мышлению

Полноценное речевое общение является самым необходимым условием для осуществления нормальных социальных контактов между людьми, что расширяет представления ребенка об окружающей жизни и обстановке. Овладение ребенком речью в определенной степени помогает в регулировании его поведения, а также помогает провести планирование его адекватного участия в разных формах коллективной деятельности.

Все родители желают своим детям крепкого здоровья, и хотят видеть их счастливыми и общительными. Но не все дети могут с легкостью общаться с другими детьми и людьми, которые не вхожи в семью. Причины этого весьма разнообразны. Это может быть природная застенчивость, проблемы в психологи либо физиологии ребенка. Задачей родителей является своевременное обращение внимания на трудности, испытываемые малышом. Необходимо решение проблемы, установление причин неудач, и оказывать необходимую помощь ребенку.

Порой родители не в состоянии справиться с этими проблемами самостоятельно, в таком случае необходимо обращение к специалистам, которые занимаются решением данных проблем. Важным является ранее обнаружение проблемы и своевременное обращение к специалистам, в момент, когда нарушение не стало запущенным и не приобрело больших масштабов. Ведь ее устранение в таком случае будет более трудным, а порой и просто невозможным.

Логопедия является наукой, изучающей нарушения речи, их преодоления и предупреждения с помощью коррекционного обучения и воспитания. Родителям необходимо обращать внимание время начала разговора ребенком, и его речь. Если видно, что он отстает от ребят идентичного возраста  в речевом развитии, необходимо не ждать, что это пройдет самостоятельно, а обращаться к специалистам. У ребенка могут быть такие нарушения, что он никогда не заговорит самостоятельно.

Ребенок должен восприниматься родителями как собеседник еще с материнской утробы. В это время очень важен разговор с малышом в состоянии эмбриона, пускай он даже пока не может ответить родителям. В это время он запоминает сам разговор и его интонацию. Именно речью родителей происходит пополнение словарного запаса ребенка, а со временем формируется его полноценная речь.

Речевые проблемы являются настоящим бичом современного времени

Настороженность должно вызывать то, что ребенок после первого года жизни не пытается повторять за старшими слоги и слова односложного типа, и если у него полностью отсутствует звукоподражание. Также тревожным является тот факт, если ребенок в возрасте двух лет не может составлять самостоятельно предложение из пары слов. Тревожит и то, что ребенок в два с половиной года не может правильно построить предложение из нескольких слов.
Для понимания полноценного развития детской речи родители должны знать все проходящие этапы ее развития.

Умение ребенка в определенном возрасте

4 месяца. Ребенком произносятся гласные звуки, по звучанию близкие к "ы", "а",  "у", возможно их сочетание с согласным "г". Говорится, что в этом случае ребенок гулит.
8 месяцев. Ваш ребенок начинает понимать жесты и слова, повторять то, что он видит и слышит.
10 месяцев. Произносится серия одинаковых слогов, таких, как "бабаба", "мамама". В этом случае говорится, что ребенок начал лепетать.
1 год 2 месяца. Ребенком повторяются  слоги и односложные фразы, происходит автоматическое обучение правильно выговаривать: "ба", «ма». Ребенок начинает проявлять реакцию, когда его называют по имени.
1 год 6 месяцев Ребенок пытается излагать мысли на собственном языке, выговаривая множество слогов и их сочетаний, которые напоминают слова. Он уже знает своих маму и папу. В этом возрасте хорошо развито подражание различным звукам. Произносятся как односложные, так и двухсложные слова. Ребенок может показать, где у пластмассовой куклы расположены глаза, нос, и те же области тела показывает у родителей.
1 год 8 месяцев. Начинается активное произношение двухсложных слов. Стремительно растет и расширяется  запас слов.
1 год 10 месяцев. Дети начинают произносить слова двухсложного типа и два слога трехсложных слов. При произношении слов он игнорирует первый звук слова или конечный согласный, который в нем находится. Для различение места обитания, ребенок начинает использовать именительный и винительный падежи.
2 года - 2 года пару месяцев. Малыш начинает говорить словосочетаниями: "Лена мама". Пытается выстроить предложение из двух слов: "дай, мама", и произносить слова различной сложности. Ребенком  вставляются отдельные слова в те стихи, которые ему читают родители, называются красочные наиболее понравившиеся картинки. Свои просьбы ребенок пытается оформить словосочетанием или простым предложением с пропуском предлогов, например, "мне игрушка дай". Активно используется падеж дательного типа, обозначающий лицо: "дай Вове", обозначается направление с опусканием предлога: "иди маме". Используется падеж творительного типа для обозначения  действия: "есть ложкой", предложный падеж, который указывает значение местоположения: "лежит столе".
2 года два месяца - 2 года шесть месяцев. Ребенок довольно легко произносит несложные предложения, состоящие из трех или четырех слов. В речи появляются сложносочиненные предложения: "это моя красивая игрушка". Предлоги начинают употребляться в предложениях.
3 года. Ребенок в состоянии повторять на память четверостишия и двустишия, а также строить длинные  предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем на прогулку". У ребенка появляется понимание, какого он пола: мужского или женского. Им выдумываются  словечки и выражения, веселящие родителей. Наступает возраст, при котором происходит сложный период в жизни ребенка -  трехлетний кризис. Родителям нужно понимание, что в данный период времени малыш обучается управлять собой, а также узнает границы дозволенного, ищет выходы из возникающих конфликтов. Для жизни в будущем такая практика ему очень необходима. Задачей родителей является проявление терпения и понимания.
4 года. В этом возрасте малыш уже хорошо умеет использовать предлоги, согласовывает прилагательные с существительными и числительными, образовывает существительные с формами уменьшительно-ласкательного характера. Постепенно дефекты в произношении исчезают.
5 лет. В этот период времени малышом используются сложные предложения, происходит освоение всех типов склонений. В речи начинают появляться деепричастия. Употребляются все предлоги, в активной речи появляются сложные предлоги. Совершенствуются возможности пересказывания рассказов. Происходит образование прилагательных от существительных. В этом возрасте правильное произношение окончательно сформировывается.
6 лет. Дети в этом возрасте должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Должна полностью быть усвоена слоговая ветка слов. Ребенок самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает картинки, придумывает слова с определенным звуком, определяет ударный гласный, последние и первые звуки в слове. Активно пополняется словарный  запас. В этом возрасте ребенок уже самостоятельно обобщает и классифицирует объекты по их первичным и вторичным признакам.

Сроки овладения речью у детей являются строго индивидуальным процессом. Все зависит от условий, в которых воспитывается ребенок, а также от особенностей его нервной системы. У некоторых родителей ребенок может заговорить предложениями в два года, а у других начнет разговаривать в три или четыре года. Это не страшно и не означает, что один ребенок является одаренным, а другой отсталый. Все находится в пределах возрастной и физиологической нормы. Ненужно требовать от детей того, чего они могут понять в силу своего возраста. Всему должно прийти свое время.