Задержка речевого развития или нарушения речи ребенка

Задержка речевого развития или нарушения речи ребенка

В последнее время произошло резкое увеличение количества детей, у которых наблюдается задержка развитие речи, а также присутствуют речевые нарушения. Родители малыша обычно проводят сравнение его с другими детьми, оценивая развитие речи. Они видят, что дети такого же возраста свободно могут общаться, а родной ребенок практически не произносит правильно слова. Их начинают тревожить вопросы о развитии речи собственного ребенка.

Задержка развития и нарушения речи могут быть последствием недоразвития или поражения головного мозга вместе с центральной нервной системой в периоде развития в утробе, либо при рождении и сразу после него. Факторов, которые приводят к подобной проблеме, множество. Это может быть угроза выкидыша при беременности; длительный тяжелый токсикоз; различные простудные заболевания, перенесенные во время беременности; прием лекарств, имеющих противопоказания; наличие хронических болезней при беременности и вредных привычек; внутриутробная гипоксия плода; недоношенность плода и многие другие факторы. Обычно в таком случае родители говорят, что ничего из этого списка у них не было, а ребенок является абсолютно нормальным. Считается, что родителям или очень повезло, или они предпочитают не видеть проблемы.

В возникших нарушениях речи значение имеет и социальный фактор: родители, которые разговаривают правильно, и благоприятная окружающая психологическая обстановка. В развитии речи у детей выделяются три критических периода, при которых родителям необходимо проявлять особенное внимание к детям.

Первый период приходится на 1-2 год жизни. В это время формируются предпосылки речи и ее развития. Происходит закладывание основ коммуникативного поведения, ребенок начинает нуждаться в общении. Наступает интенсивное развитие корковых зон мозга, отвечающих за речь. Любые незначительные факторы этого возраста ребенка отражаются на развитии его речи.

Вторым периодом является трехлетний возраст ребенка, когда идет интенсивное развитие связной речи. Речь переходит от контекстной к ситуационной, и при этом требуется большая согласованность работы нервной системы и двигательного механизма речи, а также внимания и памяти. Если работа ЦНС не согласована, начинаются изменения поведения, упрямство и капризы, оказывающие ранимость системы речи. Высока вероятность возникновения заикания и мутизма. Ребенок отказывается от общения, становится истеричным и протестует против требований, предъявляемых к нему взрослыми.

Третьим периодом является семилетний возраст ребенка. В это время происходит начальное развитие письменной речи, сопровождающееся возрастающей нагрузкой на детскую центральную нервную систему. Если от ребенка требуется выполнение слишком трудных заданий, у него может произойти нервный срыв, что грозит ухудшением здоровья.

Если ребенок в трехлетнем возрасте отстает в развитии речи, это не является срочным поводом для посещения логопеда. Логопед не будет проводить занятия с малышом, не достигшим четырехлетнего возраста, так как он занимается исправлением нарушения произношения звуков. Физиологически каждый звук у ребенка появляется в определенное время в соответствии с возрастом. Логопед будет заниматься исправлением звуков, которые по возрасту уже должны быть у ребенка, но по каким-либо причинам этого не произошло. До наступления этого момента может быть задержка развития речи, ее недоразвитие, но не нарушения произношения звуков. Если ребенок разговаривает хуже, чем дети такого же возраста, это является поводом для обращения к хорошему квалифицированному невропатологу. Родителям необходимо рассказать ему о своем беспокойстве в развитии речевой функции у ребенка. Хороший невропатолог после обследования ребенка назначит адекватное необходимое лечение, которого не нужно бояться.

Большинство нарушений речи являются психическими и нервно-психическими расстройствами. Определяется необходимость воздействия на этот синдром. Таким образом, речевые проблемы являются следствием, а их причины заключаются в различных факторах. Если ребенок достиг четырехлетнего возраста, а его речь не развита, им не произносится половина звуков, не выговариваются слова, то в первую очередь необходимо посещение невропатолога, а затем логопеда, который, если окажется первым в посещении, все равно отправит к невропатологу.

Логопед прекрасно понимает причину нарушений речи ребенка, и всегда работает в паре с невропатологом. На занятии логопед проводит ребенку массаж языка, работает с зондами, и выполняет артикуляционные упражнения, по времени занимающие 15 минут. После этого ребенок отправляется домой. Так строится работа логопеда, принимающего в детском саду либо поликлинике, из-за очереди из желающих попасть на прием и недостатка времени. Если же занятия проходят с частным логопедом, то по времени они доходят до 40 минут. Во время их проведения развивается понимание речи; формируются пространственные представления и навыки; развивается фонематический слух; происходит расширение словарного запаса, память, внимание и мышление.

 Логопеда придется посещать не менее года. В это время он будет давать ребенку различные задания для выполнения на дом, чтобы закрепить пройденный материал. Задания могут заключаться в заучивании стихов, подборе слов на заданные звуки, артикуляционная гимнастика и другие задания. Выполнение домашнего задания является обязательным, так как занятия у логопеда будут проходить два раза в неделю, а общение родителей с ребенком происходит ежедневно. Родителям необходимо вводить в речь ребенка поставленный логопедом звук, закреплять его правильное произношение у ребенка, постоянно поправляя его при ошибке. Если задержка развития речи и ее нарушения возникли из-за легкой степени поражения нервной системы ребенка, то лечение, которое будет во время проведено, и занятия с логопедом дадут положительный результат. К моменту посещения ребенком школы все проблемы будут устранены.

Откладывать существующую проблему на последний перед школой год нельзя, так как время очень быстро бежит.

Эти термины необходимо знать родителям:

Аграмматизм является нарушением понимания и употребления грамматических языковых средств.

Аграфия и дисграфия является невозможностью или специфическим нарушением письменного процесса.

Алалия – отсутствие или недостаточное развитие речи из-за поражения речевых зон в мозговой головной коре в процессе внутриутробного развития ребенка или в его раннем периоде.

Алексия и дислексия является невозможностью либо частичным нарушением процесса чтения.

Дислалия – это нарушение произношения звуков при том, что у ребенка нормальный слух и иннервация речевого аппарата. Также она называется косноязычием, дефектами звукопроизношения, фонетическими дефектами, недостатком произношения фонем.

Дизартрия является нарушением произношения речи. Дизартрия может проходить в достаточно стертой форме.

Заикание проявляется в нарушении темпа и ритмики речи из-за судорожного состояния мышц, обеспечивающих речь.

Мутизм является прекращением речевого общения с окружающими из-за причиненной травмы психики.

Недоразвитие речи является качественно низким сформированным уровнем различной речевой функции или системы в целом.

Недоразвитие речи, называемое общим – это различные достаточно сложные расстройства речи, при возникновении которых у ребенка нарушается формирование всех компонентов, которые присутствуют в  речи, которые относятся к звуку и смыслу. Уровень недоразвития может быть разным, и при этом осложняться дизартрией, ринолалией, алалией.

Ринолалия проявляется в нарушении тембра голоса и произношении звуков. Возникает из-за физиологических дефектов речевого аппарата.

Фонетическое недоразвитие проявляется в нарушении процесса формирования произношения родного языка у детей, которые имеют различные речевые расстройства из-за дефектов, возникающих при восприятии и произношении фонем.

Фонематический анализ - это умственные действия по анализированию или образованию звуковой структуры разнообразных слов.

Фонематическим слухом является тонкий систематизированный слух, который может различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова.