Методика воспитания Марии Монтессори

Методика воспитания Марии Монтессори

Мария Монтессори — выдающийся итальянский педагог и психолог. Именно Марию Монтессори принято считать автором методики обучения детей, страдающих умственной отсталостью. В дальнейшем данная методика была введена с целью обучить все младшее поколение. Мария Монтессори предположила, что развитие умственных способностей начинается с момента появления на свет и представляет собой наиболее интенсивные процессы, которые проходят в первое трехлетие года жизни ребенка.

Методика Марии Монтессори в основном заключается в мотивации ребенка к самостоятельному воспитанию, развитию и обучению; при этом задача взрослого заключается в оказании помощи ребенку, в процессе развития им своей индивидуальности. Ребенок должен прочувствовать большинство многих вещей, а также понюхать их, пощупать, и даже опробовать вкусовую составляющую. При этом он обучается личному контакту с предметами. Насильственное принуждение при этом методе обучения исключается. Происходит объединение учеников не в возрастные группы, а по мере усвоения учебного материала.

В начале учебного дня ученик имеет право выбрать занятие на целый день и заканчивается он тем, что ребята сообщают об узнанном за это время новом материале. У каждого ученика имеется свой особый журнал для отчетности, в который он что-либо записывает или просто рисует.

Одним из принципов методики Марии Монтессори можно назвать различные игры и вспомогательные пособия, которые делают восприятие ребенка совершенным. Основой представлены идеи и пособия, предложенные способными учеными в данной области. Упражнениями, развивающими мелкую моторику рук, являются нанизывания бус, переливание воды из одного сосуда в другой, пересыпание различных круп, сортирование гороха и бобов и другое множество интересных игр, развивающих заданий и упражнений. Вся деятельность по этой системе выстроена в соответствии с определенным планом, который подразумевает возможность перехода от ступени к ступени, и при этом происходит четкое соблюдение очередности.

Существует и критика данной развивающей методики. Считается, что методика способствует снижению авторитета у учителя или воспитателя, из-за чего он превращается в постороннего наблюдателя, или, в случае необходимости, оказывает какую-либо помощь. Используемый материал не предоставляет ребенку возможности для выбора свободной зоны действия. Это вызывает негативные отложения в его творческой жизни, и не препятствует осуществлению проведения полноценных игр. Не осознается ценность и значимость свободной игры.

В группе находятся ученики с небольшой разницей в возрасте, доходящей до нескольких лет.  Данный факт избавляет от возможности полноценного занятия с каждым малышом, поэтому ему не дается материал, необходимый в данном возрастном периоде. По факту занятия становятся уроками доброты, где старшее поколение помогает младшему. Представители младшего поколения на этих уроках, в сравнении с более взрослыми детьми, получают гораздо больше знаний.